Из неизданного сборника «Легенды и мифы Оружейного переулка».
В поисках истины мы изучили московские архивы, однако ничего сверхъестественного найти не удалось; и только лишь обращение к такому исконному московскому жанру, как городские легенды, позволило постепенно нащупать нить размышлений, которая, постепенно разматываясь, привела нас к неожиданным выводам и воистину пугающим предположениям…
Итак, большая часть легенд связана с таинственной фигурой Графа — имя его в легендах не упоминается, поэтому так и будем его называть.
Легенда первая. Граф.
Граф слыл известным скрягою, крохобором и скупердяем.
Молва называла его одним из известных московских чудаков, и наделенные острой наблюдательностью старожилы площади Старых Триумфальных ворот и ищущие сенсаций газетные писаки строили предположения одно чуднее другого, глядя на прогуливающуюся в сквере вдоль Садово-Триумфальной худощавую фигуру в старомодном пальто.
По слухам, Граф в прошлом был известен как блестящий офицер-кавалергард и вожделенная цель барышень на выданье и их маменек, завсегдатай светских салонов, дуэлянт и кутила, герой, снискавший славу на далеких африканских фронтах Абиссинии вместе со своим давним другом графом Булановым, знаменитым впоследствии гусаром-схимником. Опять же по слухам, всезнающие обыватели за чаепитием обсуждали не только тяжелую судьбу гусара-схимника, таскавшего вериги в Аверкиевой пустыне, но и таинственного московского Графа. Почему он бросил свет и купил у купца Веденеева доходный дом в Москве – на самой границе между приличествующим графу районом проживания московской аристократии и ямской слободой? Часть доходного дома Граф обратил в странноприимный дом с загадочным названием Ъ, о чем сообщала горящая в темноте яркая, как маяк в ночи, вывеска, к которой, впрочем, быстро привыкли как обитатели ямской слободы, так и удивленные неожиданным соседством обыватели, которые в первые дни пугались внезапному источнику света, а иные и увидели в нем дьявольский отблеск.
Впрочем, ко многим привычкам Графа обитатели близлежащих домов так и не смогли привыкнуть – ежеутренне Граф в своих старомодных одеждах выходил на бульвар и бранил за не усердие дворника Гаврилу, меланхолично сгребавшего метлой листья или снег; кроме того, Граф азартно торговался с извозчиками за каждую полушку – причем иной раз и вовсе ради забавы, не имея планов поездки, получая от унижения оппонента видимое удовольствие. Самым пугающим аргументом в столь любимых его сердцу перебранках было трещание сомкнутыми пальцами рук – в эти моменты кисти рук напоминали сплетение щупалец неведомых морских обитателей, что заставляло как Гаврилу, так и извозчиков быстро завершать дискурс и с приличествующей скоростью оказываться как можно дальше от собеседника.
Легенда вторая. Граф и его свита
Единственными, кроме самого Графа, обитателями дома были неразговорчивая экономка и мрачный дворецкий. Старый дворецкий — молчаливый представительный мужчина неопределенных лет в старомодном пенсне и в неизменном долгополом сюртуке и красном жилете, делающем его при заметно выступающем животе похожим на снегиря, поставленного волею случая на журавлиные ноги, редко выходил из дома, в основном занимаясь делами странноприимного дома. Он настолько соответствовал представлению о британском дворецком, словно сошедшем со страниц романа сочинителя Уилки Коллинза «Лунный камень», русским переводом коего зачитывалась образованная Москва – что казался чуждой и излишне экзотической фигурой в купеческой Москве, в которой к тому же, англофильство уже давно выходило из моды.
Дела в доме вела столь же молчаливая экономка, ловко управлявшаяся с владельцами продуктовых лавок и поставщиками продуктов, одним лишь пронзительным взглядом отбивая у них охоту всучить даже чуть залежалый товар. Каким образом эта высокая неулыбчивая женщина могла безошибочно определить количество яиц в огромной закрытой корзине и спокойно указать разносчику, что его хитрость с утаиванием пары яиц в одной из дюжин достойна всяческого порицания – объяснялось только мистической проницательностью седовласой дамы с крутым нравом.
Легенда третья. Таинственный бриллиант
Так что же заставило Графа так резко сменить свою жизнь? Поговаривали, что все эти изменения произошли с ним после той самой абиссинской кампании, и все странности начались после того, как наш Граф, по слухам, получил за службу из рук негуса Мелека мистический розовый бриллиант размером с кулак, известный как Глаз Фламинго, а ведь всякий знает, что столь редкие драгоценности несут в себе таинственное проклятие! Откуда было известно обывателям о событиях в далекой африканской стране – неведомо, однако об этом рассказывали в каждом трактире и на каждом купеческом чаепитии, причем на красных от горячего чая лицах словно мелькали розовые отблески драгоценного кристалла, а руки собеседников сжимались, словно ощущая его тяжесть…
Легенда четвертая. Призраки
Граф не интересовался ходящими вокруг него слухами Жил граф скромно, визитов не делал, у себя не принимал, хотя поначалу соседи живо интересовались негоциями Графа со странноприимным домом, приносящим очевидный солидный доход. Окна, закрытые тяжелыми зелеными шторами, скрывали происходящее в доме, лишь иногда видели за шторами мелькающий изящный женский силуэт в красном платье – но ничего о таинственной незнакомке не удалось узнать ни у мрачного дворецкого, ни у неразговорчивой экономки. Приказчик булочной Кексъ, что по соседству со странноприимным домом Ъ, единственный, кому удалось разглядеть в темноте дома лицо прекрасной незнакомки – поведал собеседникам о странном совпадении – лицо загадочной обитательницы дома словно повторяло черты девушки в красном с картины известного живописца Флавицкого, которую приказчик видывал в доме одного из братьев Третьяковых, знаменитых купцов-меценатов, куда доставлял свой сдобный товар для гостей домашней выставки. Кто же была эта девушка – оставалось тайной…
Слухи о несметных богатствах Графа не давали покоя обывателям, и слух дошли даже и до падких на чужое бандитов с Хитровки. Парочка отчаянных бандитов- домушников решили, что одинокий граф и престарелая прислуга не станут серьезными защитниками дома и однажды ночью взломали замок тяжелой деревянной входной двери. Со слов пришедших в себя через долгое время бандитов удалось узнать, что на пороге их встретил сам Граф. Глаза его горели нездешним зеленым светом ярким, как вывеска Ъ, пальцы рук, сплетенных, в узел, превратились в мерзко извивающиеся щупальца, а за его спиной в воздухе парила девушка в красном, и волосы ее , черные, как вороново крыло, шевелились, как змеи на голове Медузы Горгоны. Городовые остановили бегущих болезных с выпученными глазами и обезумевшими лицами далеко за Тверскими воротами и не поверили их бессвязным рассказам. С трудом разжав кулак бандита, городовым удалось обнаружить единственный трофей незадачливых грабителей – бумажную розу, сорванную с рождественского венка с входной двери странноприимного дома, которым экономка украсила дом. Дальнейшие следы пострадавших затерялись в одном из московских приказных домов для умалишенных…
Легенда пятая. Таинственный клад.
Со временем слухи о тайном богатстве Графа росли. А когда Пресня и ближайшие районы ощетинились баррикадами и грянула революция – о богатстве Графа вспомнили все. Грабить дом бежали и Гаврила со своей метлой, и затаившие обиду извозчики, и весь персонал булочной Кексъ. Выломав дверь, они увидели пустой дом. Лишь на лестнице мелькнуло красное платье и раздался еле слышный вздох… Ни Графа, ни экономки, ни дворецкого – никого не было в давно закрытом изнутри доме. Однако обитатели дома не интересовали вошедших – они перерыли весь дом в поисках ценностей и Глаза Фламинго. Поиски продолжались несколько недель и закончились ничем.
Прошли годы, пролетели десятилетия, миновало столетие… На карте Москвы не осталось четной стороны домов Оружейного переулка, а на нечетной мистическим образом уцелел только один дом – тот самый дом, в котором исчезли Граф, дворецкий, экономка – и, конечно, клад с его главной жемчужиной – Глазом Фламинго. До сих пор на старой лестнице гости могут услышать шарканье ног старого дворецкого и его тяжелый вздох над шахматной доской; в ночной тишине слышен шелест бумажной розы в руках экономки, а порой мелькнет и исчезнет на картине Флавицкого печальная девушка в красном платье. Все они – призраки, да и были ли они когда-нибудь живыми людьми? Они – духи-хранители, которые всегда обитают в старых домах, где спрятан ценный клад. Никто не видел призрак самого Графа – а по легенде, он и его приближенные смогут обрести покой и покинуть безвременье только тогда, когда мистический Глаз Фламинго будет подарен – добровольно передан следующему владельцу. Граф был скрягою при жизни, и призрак его по сей день не в силах расстаться с драгоценностью.
…но однажды он все же решится — так гласит все та же легенда. И счастливцу, которому доведется увидеть призрак Графа, тот укажет место, где спрятано сокровище. Только вот нужно ли вам это – и не изменит ли мистический бриллиант вашу жизнь так, как изменил жизнь Графа?